Диалог человека с природой, начавшись давно, приобретал самые разные формы. Воззрения шумеров, египтян, римлян, европейцев Средневековья или эпохи Возрождения содержали магические и рациональные элементы. Мир был живым, единым целым.
«Классическая» западная наука, начавшаяся в XVII веке, открыла новую главу в этом нескончаемом диалоге. Эта новая наука начала свой диалог с природой весьма успешно, хотя мир в её открытии предстал безмолвным. Природа оказалась мёртвой, пассивной, похожей на автомат, который следует заложенным в программе предписаниям. Прогресс в науке, развенчав природу, сделав её
простой, в какой-то мере отбросил человечество назад во взаимоотношениях с окружающим миром. Однако современная наука постепенно меняет ставшую традиционной концепцию природы, которая объясняет сложное путём сведения к простоте и детерминированности. Открытия в физике элементарных частиц и астрофизике сделали своё дело: с одной стороны, как писал Э. Морэн, в наших подвалах мы обнаружили хаос, ведь практически все элементарные частицы нестабильны, с другой стороны, гипотеза о расширяющейся Вселенной, доказанная экспериментально, может помочь нам проследить историю окружающего мира как взаимосвязанного целого. Эти новые достижения позволяют говорить о плюралистичности Вселенной, где материя обладает спонтанной активностью, а не субстанциональной пассивностью. И это тоже новый диалог с природой, который идёт сейчас.
Природа вновь обрела своё очарование, а человек, кажется, готов ощущать её влияние и познать тайны, которые не мог ранее видеть под другим углом. Семиотизация науки – новый шаг в коммуникации с природой, её познании. Биосемиотика, а далее конкретно фитосемиотика, это очередной шаг к расширению диалога человека с природой. Эта новая коммуникация стала возможна не без помощи новых открытий в науках.
Последние годы удивительные экспериментальные результаты были в физике (открытие бозона Хиггса, гравитационных волн и др.), химии (открытие графена, разработка метода редактирования генома, открытие квазикристаллов, разработки литий-ионных аккумуляторов), биологии (cинтез искусственного генома, разработка подходов к генной терапии, создание синтетической эукариотической клетки с работающими органеллами), а также удивительные открытия в биологии растений, о которых пойдёт речь далее.
Нейробиология растений или что делает фитосемиотику возможной
21 век – время рождения новой науки с провокационным амбициозным названием
нейробиология растений. Последние два десятилетия эта наука открыла новую эру в истории взаимодействия человека и природы, когда человек может быть познан посредством диалога с другим, совершенно иначе организованным, нежели он сам. В 2005 году итальянский биолог Стефано Манкузо создал Общество нейробиологии растений (Society of Plant Neurobiology), которое стало вести исследования в области физиологии, поведения, молекулярной биологии, когнитивных навыков и других областей, применимых к растениям. Главная идея заключалась в том, чтобы увидеть в растительных организмах не просто набор химических веществ, работающих по принципам физики и химии, но рассмотреть организмы, взаимодействующие со средой, друг с другом, и с другими организмами: грибами, простейшими, животными. Идеи Манкузо подхватили другие учёные, независимые исследовательские лаборатории, которые создали что-то вроде «корневой сети», негласная цель которой вернуть растениям их агентность. В неё вошли учёные биологи, ботаники, физиологи, когнитивисты из Европы, Америки, Азии и Африки.
В ходе экспериментов и наблюдений было выяснено, что адаптивное поведение растений требует согласования физиологических потребностей различных структур растений (так как среда, в которой растения обитают, очень сложна) с множеством векторов, помимо света или гравитации, где растению необходимо ориентироваться соответствующим образом. Растениям нужна точная интеграция информационных сигналов в системах корней и побегов, чтобы достичь общих целей всего организма.
Сравнительно недавно электрофизиология растений открыла нам электрические сигналы, которые играют центральную роль в интеграции тела растения. Раньше наличие электрических импульсов признавались только за венериной мухоловкой (
Dionaea muscipula) и мимозой стыдливой (
Mimosa pudica), потому что их ответ на прикосновение легко заметен человеку: мимоза сворачивает листики в ответ на прикосновение, а венерина мухоловка реагирует достаточно быстро, чтобы поймать насекомое в свой капкан. Однако исследования в области электрофизиологии открыли, что практически у всех растений есть электричество. Несмотря на отсутствие нервной ткани или синаптических связей, все высшие растения частично регулируют физиологические процессы посредством электрических импульсов. Акцент на электрофизиологических особенностях растительных клеточных сетей в последнее десятилетие позволил подчеркнуть необходимость интегрированных исследований в области адаптивного поведения растений и сигналлинга (signalling) с тем, чтобы изучить поведение растений и их когнитивные навыки.
В частности, анатомия и физиология растений обнаруживают переплетённую фито-нейрологическую структуру, похожую на клеточные сети нервных систем беспозвоночных. Васкулярная система растений, которая первоначально считалась опосредующей исключительно транспорт воды и питательных веществ, позволяет высшим растениям координировать своё поведение, при этом электрическая связь осуществляется на больших расстояниях через васкулярные пучки.
В 2009 году Общество было переименовано в Общество сигналлинга и поведения растений (Society of Plant Signaling and Behavior), которое более полно отражало деятельность организации.
В целом нейробиология растений занимается исследованием того,
что и
как растения воспринимают, принимают решения, запоминают, действуют комплексно и целенаправленно несмотря на их
сидячую природу. Растения борются за питательные вещества, расширяют и защищают свою территорию, враждуют против одних растений и дружат с другими. Они коммуницируют, учатся и запоминают и, что следует из выше сказанного – они познают окружающую их среду.
Наука о растениях обнаруживает аналогии в способах организации поведения у животных и растений. Нервные системы животных были эволюционно адаптированы с целью координации свободного поведения. Признак разумного поведения - это способность выбирать действия, которые позволяют организму достичь своих целей. Хотя по-прежнему не существует универсального согласованного определения того, что такое поведение, операциональная стратегия, которая применяется как к растениям, так и к животным, заключается в подходе к поведению с точки зрения «наблюдаемых последствий выбора, который делает живое существо в ответ на внешние или внутренние стимулы» (Calvo 2018). Такой выбор при исполнении животными обычно подразумевает движение. Поскольку растения ведут «сидячий» образ жизни, становится труднее оценить их поведение. Но движение происходит независимо от механизма (например, сокращение мышц в животных организмах или удлинение клеток в растительных), лежащего в основе явных реакций растений и животных.
Сейчас, несмотря на новые данные исследований, возможность оценки поведения у растений всё ещё полна скепсиса и предубеждения. Однако мы можем вполне себе сравнить растение, у которого растут листья и которое ориентируется на солнечный свет, с губкой, которая добывает кислород и питательные вещества, прокачивая воду через своё тело.
Сегодня мы понимаем поведение растений как фенотипическую пластичность в ответ на непредвиденные обстоятельства окружающей среды, то есть форма и способ роста растения – это его ответ на обстоятельства окружающей среды.
Что касается познания, то биологическая перспектива вообще требует манипулирования окружающей средой, то есть и адаптацию к условиям среды, и её изменениям под себя и свои нужды. Это, однако, не означает, что всё поведение растений является когнитивным. Негибкие, запрограммированные реакции на раздражители окружающей среды не интересны с точки зрения когнитивной науки. Похоже, что для того, чтобы поведенческий паттерн стал когнитивным, необходимы нежёсткие стратегии. Это степень гибкости, которую можно наблюдать в поведенческом репертуаре растений, когда они оценивают, скажем, потенциальные условия под неким давлением, что даёт нам право говорить, что растения обладают неким видом интеллекта (Trewavas 2014). На сегодняшний день список компетенций некоторых растений включает в себя способность интегрировать источники информации в гибкие явные ответы и способность предвидеть будущие непредвиденные обстоятельства и в результате принимать соответствующие решения о том, как изменить свои черты в фенотипе (Novoplansky 2016). В более общем плане познание включает в себя адаптивные, гибкие, предвосхищающие и целенаправленные модели поведения растений (Calvo 2016), то есть те явные модели, которые функционально аналогичны целенаправленному и преднамеренному поведению животных, которые всё чаще проявляются в замедленной съёмке.
Именно исходя из последних достижений в нейробиологии растений и понимания того, что по функционалу и принципу работы организма растения сопоставимы с животными организмами, мы можем вписать более полно биологию растений в семиотику.